С июля 2019 года в России стала обязательной маркировка обуви специальными идентификационными кодами. В соответствии с новым стандартом, должна быть помечена каждая пара обуви. Такая маркировка поможет устранить незаконный оборот товаров и увеличить собираемость налогов.
Маркировка потребительских товаров была введена специальным распоряжением №792 от 28 апреля 2018 года. В этом распоряжении указан развёрнутый перечень продукции, которая обязательно должна быть промаркирована. В документе обозначены и сроки, для обуви начало маркировки приходится на 1 июля 2019 года. Всю инфраструктуру разрабатывает и предоставляет оператор, которым является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Генерация штрих-кодов маркировки оплачивается. С 1 июля прошлого года необходимо платить 50 копеек за каждый сгенерированный код. Это цена без учёта НДС. Штрих-коды для остатков обувной продукции, которые были закуплены или произведены до начала действия распоряжения, выдаются абсолютно бесплатно. Получить идентификационные знаки для остатков можно лишь до 1 мая 2020 года. К 2024 году в России планируется создать единую систему маркировки всех товаров на рынке.
Маркировка товаров – это масштабный проект, который сможет обеспечить прозрачность экономики. По оценкам экспертов, из-за серых игроков на рынке, бюджеты разных уровней не получают примерно 22 млрд. рублей налогов. При этом доля контрафакта на рынке обуви доходит до 35%. Благодаря маркировке у покупателя будет гарантия того, что продаваемый товар легальный.
Производитель проставляет на каждый товар свой уникальный код DataMatrix. Просканировав его, покупатель может убедиться, что представленный товар легальный. Государство же сможет отслеживать весь путь товара, от производства, до попадания в руки конечного потребителя.
Маркировке подлежит большая часть обуви, которая продаётся на российском рынке. В список включена такая обувь:
Обязательной маркировке сейчас подлежит детская, женская и мужская обувь, а также обувь особого назначения, которая используется на разных предприятиях. Развёрнутый перечень товаров можно увидеть в Распоряжении Правительства РФ № 792.
В официальном документе указано, какая обувная продукция может не маркироваться.
При изготовлении партии обуви конечному заказчику нужно знать определённые тонкости. К примеру, вне зависимости от того, изготавливается обувь в ателье из своего или давальческого сырья, она подлежит обязательной последующей маркировке.
Государство позаботилось о том, чтобы переход на новый стандарт прошёл как можно более гладко. Для этого предусмотрен поэтапный порядок действий по маркировке, начиная с 2019 года.
С 1 марта 2020 года продавцы должны торговать только маркированной обувью. Если производитель продал товар без маркировки, а покупатель собирается его перепродавать, то это нарушение для двух участников такой сделки.
Чтобы стать участником этого проекта, необходима определённая подготовка. Все участники проекта должны иметь:
Участники рынка, не являющиеся ИП, которые занимаются розничной торговлей, в том числе и обуви, полученной на реализацию от физических лиц должны:
Код DataMatrix может наноситься на упаковку или на саму обувь. При продаже такой продукции код хранится в системе на протяжении пары лет. Такой порядок предусмотрен для возможного возврата товара.
За нарушение порядка маркировки на участников рынка налагаются штрафы. Для организаций штрафы за такие нарушения до 100 тысяч рублей, для ИП – до 20 тысяч рублей. Весь немаркированный товар подлежит конфискации.
Для маркировки используются простые наклейки с кодом. Также может быть просто печать на коробках спецкода. То есть так называемое «чипирование обуви» – это не что иное, как нанесение серийного номера на товар.
По специальному идентификационному значку можно узнать такие характеристики товара:
Разработчики заверяют, что особый код, присвоенный товару, нельзя изменить или подделать.
Упрощённая процедура маркировки предусмотрена для присвоения кодов остаткам обуви на складах или в магазинах. Сделать такую маркировку можно через личный кабинет в системе «Честного знака». Алгоритм действий такой:
Остатки обуви по упрощённой схеме могут маркировать как оптовики, так и розничные продавцы. Стоит помнить, что импортёры по упрощённой схеме могут описать только товар, закупленный до 1 марта 2020 года.