Маркировка обуви


С июля 2019 года в России стала обязательной маркировка обуви специальными идентификационными кодами. В соответствии с новым стандартом, должна быть помечена каждая пара обуви. Такая маркировка поможет устранить незаконный оборот товаров и увеличить собираемость налогов.

Суть маркировки обуви кодами

Маркировка потребительских товаров была введена специальным распоряжением №792 от 28 апреля 2018 года. В этом распоряжении указан развёрнутый перечень продукции, которая обязательно должна быть промаркирована. В документе обозначены и сроки, для обуви начало маркировки приходится на 1 июля 2019 года. Всю инфраструктуру разрабатывает и предоставляет оператор, которым является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Генерация штрих-кодов маркировки оплачивается. С 1 июля прошлого года необходимо платить 50 копеек за каждый сгенерированный код. Это цена без учёта НДС. Штрих-коды для остатков обувной продукции, которые были закуплены или произведены до начала действия распоряжения, выдаются абсолютно бесплатно. Получить идентификационные знаки для остатков можно лишь до 1 мая 2020 года. К 2024 году в России планируется создать единую систему маркировки всех товаров на рынке.

Маркировка товаров – это масштабный проект, который сможет обеспечить прозрачность экономики. По оценкам экспертов, из-за серых игроков на рынке, бюджеты разных уровней не получают примерно 22 млрд. рублей налогов. При этом доля контрафакта на рынке обуви доходит до 35%. Благодаря маркировке у покупателя будет гарантия того, что продаваемый товар легальный.

Производитель проставляет на каждый товар свой уникальный код DataMatrix. Просканировав его, покупатель может убедиться, что представленный товар легальный. Государство же сможет отслеживать весь путь товара, от производства, до попадания в руки конечного потребителя.

Какая обувь должна маркироваться

Маркировке подлежит большая часть обуви, которая продаётся на российском рынке. В список включена такая обувь:

  • 15.20.11 – Водостойкая обувь;
  • 15.20.12 – Резиновая и пластмассовая обувь;
  • 15.20.13 – Кожаная обувь;
  • 15.20.14 – Из разных текстильных материалов;
  • 15.20.19 и 15. 20.29 – Спортивная обувь;
  • 15.20.31 – Обувь с защитным подноском из металла;
  • 15.20.32 – Иная обувь;
  • 32.30.12 – Лыжная обувь.

Обязательной маркировке сейчас подлежит детская, женская и мужская обувь, а также обувь особого назначения, которая используется на разных предприятиях. Развёрнутый перечень товаров можно увидеть в Распоряжении Правительства РФ № 792.

Какая обувь не требует маркировки

В официальном документе указано, какая обувная продукция может не маркироваться.

  1. Обувь, которая завозится в Россию как образец.
  2. Продукция, изготовленная на экспорт. Тут есть один нюанс, если партия обуви поставляется не напрямую, а через посредника оптовика, то маркировка необходима.
  3. Обувь из dute free.
  4. Продукция, находящаяся на хранении у производителя.
  5. Выставочные и различные экспериментальные образцы.
  6. Игрушечные изделия.

При изготовлении партии обуви конечному заказчику нужно знать определённые тонкости. К примеру, вне зависимости от того, изготавливается обувь в ателье из своего или давальческого сырья, она подлежит обязательной последующей маркировке.

Порядок маркировки обуви в 2020 году

Государство позаботилось о том, чтобы переход на новый стандарт прошёл как можно более гладко. Для этого предусмотрен поэтапный порядок действий по маркировке, начиная с 2019 года.

  • С 1 июля по 30 сентября 2019 года необходимо зарегистрироваться в проекте «Честный знак»;
  • С 1 октября 2019 года по 1 марта 2020 года должна быть проведена маркировка остатков. Также нужно получить доступ к регистраторам эмиссии. Уже на данном этапе можно делать отчёты в электронной системе;
  • С 1 марта 2020 года можно производить и продавать исключительно маркированную обувь. Обязательна передача сведений относительно товара в систему маркировки;
  • До апреля 2020 года есть возможность маркировать остатки товара по упрощённой схеме.

С 1 марта 2020 года продавцы должны торговать только маркированной обувью. Если производитель продал товар без маркировки, а покупатель собирается его перепродавать, то это нарушение для двух участников такой сделки.

Различие маркировки для розницы и для оптовых продаж

Чтобы стать участником этого проекта, необходима определённая подготовка. Все участники проекта должны иметь:

  • Усиленную квалифицированную электронную подпись;
  • Программное обеспечение, которое позволит взаимодействовать с ЦРПТ, оператором системы «Честный знак», для получения штрих-кодов маркировки;
  • Систему компьютеров, которая позволит формировать и затем заверять электронную документацию усиленной электронной подписью.

Участники рынка, не являющиеся ИП, которые занимаются розничной торговлей, в том числе и обуви, полученной на реализацию от физических лиц должны:

  • До 20 марта 2020 года промаркировать остатки обуви на складах и витринах;
  • Товары от оптовиков принимать с оформлением электронных документов. При продаже использовать онлайн-кассу и специальный 2D-сканер.

Код DataMatrix может наноситься на упаковку или на саму обувь. При продаже такой продукции код хранится в системе на протяжении пары лет. Такой порядок предусмотрен для возможного возврата товара.

За нарушение порядка маркировки на участников рынка налагаются штрафы. Для организаций штрафы за такие нарушения до 100 тысяч рублей, для ИП – до 20 тысяч рублей. Весь немаркированный товар подлежит конфискации.

Пример маркировки обуви

Для маркировки используются простые наклейки с кодом. Также может быть просто печать на коробках спецкода. То есть так называемое «чипирование обуви» – это не что иное, как нанесение серийного номера на товар.

По специальному идентификационному значку можно узнать такие характеристики товара:

  • Его полное наименование;
  • В какой стране он выпущен;
  • Из какого материала. Если это кожа, то указывается её разновидность;
  • Модель и размер;
  • Бренд производителя;
  • Дата поступления в точку продажи и название магазина.

Разработчики заверяют, что особый код, присвоенный товару, нельзя изменить или подделать.

Упрощённая маркировка

Упрощённая процедура маркировки предусмотрена для присвоения кодов остаткам обуви на складах или в магазинах. Сделать такую маркировку можно через личный кабинет в системе «Честного знака». Алгоритм действий такой:

  • Регистрируются в личном кабинете системы;
  • Подписывают усиленной электронной подписью четыре договора с ЦРПТ;
  • Заходят в раздел «Документы», здесь описывают товары вручную или загружают нужную номенклатуру файлом с подходящим расширением;
  • В разделе «Система управления заказами» заказывают коды и распечатывают их;
  • Наклеивают штрих-коды на коробки или на обувь;
  • Заходят в раздел «Документы» выбирают строку «Ввести коды в оборот»;
  • Обновляют кассу. Она должна иметь 2D-сканер штрих-кодов.

Остатки обуви по упрощённой схеме могут маркировать как оптовики, так и розничные продавцы. Стоит помнить, что импортёры по упрощённой схеме могут описать только товар, закупленный до 1 марта 2020 года.

Последние новости