Маркировка одежды в 2020 годах


При проверках Роспотребнадзора, по информации из СМИ, за первые девять месяцев 2019 года из торговых точек было изъято 11,2% проверенной одежды. Основные нарушения заключались в применении опасных для человека материалов и имитация известных брендов. ВТО в 2017 году объявила одежду наиболее часто подделываемой продукцией.

С 2019 года государством введена обязательная маркировка товара для отслеживания движения продукции от импортера или производителя до покупателя. Предполагается, что данное мероприятие решит несколько проблем. На отечественном рынке не будет контрафактной продукции. Производители не смогут утаивать реальные доходы, а значит уходить от уплаты налогов. У покупателя будет достоверная информация о приобретении – от срока годности и составе до происхождения и производителя.

Законодательные основы обязательной маркировки товаров

Основаниями для обязательной маркировки продукции служат ряд правительственных законодательных актов, принятых в 2018-2019 годах:

  • Распоряжение № 792-р от 28 апреля 2018.
  • Постановление № 224 от 28 февраля 2019.
  • Постановление № 860 от 5 июля 2019.

Маркировка товара производится на этапе производства или ввоза товара путем нанесения уникального цифрового кода. Этикетка представляет собой квадратную метку с кодом из расположенных в определенной последовательности квадратов.

В дальнейшем передвижение товара будет фиксироваться специальной информационной системой. Когда товар будет куплен или списан по разным причинам в систему поступит информация о снятии его с оборота. Процедура позволит контролирующим органам в любой момент установить место нахождения товарной единицы, а покупателю получить максимум сведений о производителе и легальности покупки.

Информационная система носит название «Честный знак» и структурно состоит из отдельных подсистем, отслеживающих группы кодируемых товаров. Любая организация, занимающаяся производством, импортом или экспортом товаров, куплей-продажей должна зарегистрироваться в системе. Информацию о продукции покупатель найдет через мобильное приложение.

Обзор последних новостей о маркировке

Новый Федеральный Закон № 325 от 29 сентября 2019 года вносит в НК поправки, запрещающие продавцам продукции, попадающей под обязательную маркировку, применять патент и ЕНВД – лекарства, обувь, отдельные виды одежды, изготовленной из натурального меха.  При обнаружении хотя бы одной единицы из списка произойдет автоматический перевод на общую систему налогообложения, что грозит увеличением налогов, повышенными требованиями к сдаваемой отчетности и правилам учетной политики. Другими видами одежды можно торговать на специальных режимах.

Раздельного учета для маркированной и немаркированной продукции закон не предусматривает. Если у предпринимателя существуют магазины с запрещенной и незапрещенной для ЕНДВ продукцией «вмененку» или патент применять уже нельзя. Минфин уточнил, что при условии ведения нескольких видов деятельности на одной площади возможно совмещать УСН и ЕНВД. Если в одном магазине продаются обувь и одежда для спорта, то для обуви возможно применение «упрощенки», а для одежды – «вмененки».

В декабре в Госдуму внесен законопроект, предполагающий выплату компенсации налогоплательщикам, потерявшим право на патент и «вмененку» и вынужденным перейти на использование иного налогового режима при торговле маркированной продукцией.

Для фармацевтических организаций дается небольшая отсрочка. Обязательная маркировка лекарств по предложению депутатов откладывается до 1 июля 2020 года по ряду причин:

  • не готова система маркировки;
  • технические сложности с тотальной маркировкой лекарств.

В ноябре 2019 премьер подписал распоряжение о добавлении в 2020 году молочной продукции к перечню подлежащим обязательной маркировке группам товаров.

Подлежащие маркировке товары

До декабря 2019 года маркировке неукоснительно подвергались меховые изделия и алкоголь. Указанные выше законодательные акты расширяют список маркируемых изделий, включая в него с 2019 года:

  • туалетную воду и духи;
  • пневматические резиновые покрышки и шины;
  • женский трикотаж – блузки, джемперы, блузоны;
  • фотокамеры, фотовспышки;
  • постельное, столовое, туалетное белье;
  • верхнюю одежду.

С марта 2020 года в список входят обувная продукция, пиво, молоко и лекарства.

Список подлежащих маркировке изделий:

Наименование товаров

Начало регистрации в ИС

Дата запрета на торговлю

Одежда из натурального меха

01.04.2016

12.08.2016

Сигареты и табак

01.03.2019

01.07.2020

Духи, туалетная вода

01.12.2019

01.07.2020

Одежда: верхний трикотаж, верхняя одежда

01.12.2019

01.07.2020

Постельное, столовое белье

01.12.2019

01.07.2020

Фотокамеры, фотовспышки

01.12.2019

01.07.2020

Покрышки и шины

01.12.2019

-

Лекарства

01.07.2019

01.01.2020

Молочная продукция

29.02.2020

01.12.2020

Велосипеды

01.06.2020

-

 

Через 6 лет планируется полный охват всех товарных групп информационной системой «Честный знак» - от лекарственных препаратов и табачной продукции до всех видов одежды и детского питания.

Послу указанной в таблице даты движение немаркированного товара должно полностью прекратиться. Если на складах остается продукция без кода, чтобы продать их законно необходимо самостоятельно занести ее в ИС «Честный знак». Для этого нужно заказать маркировочные идентификаторы, наклеить их на упаковку или изделие, отсканировать и занести в единую систему. Исключением в данном случае являются лекарственные средства, поступившие до января 2020 года. Они могут быть в продаже, пока не закончится срок реализации.

Маркировка обуви в 2020 году

Обувные изделия, подлежащие маркировке, отражены в Распоряжении № 792-р. В него включена большая часть рынка обуви. Код наносится на мужские, женские и детские модели из следующих материалов:

  • пластмасса и резина;
  • кожа и кожзаменитель;
  • текстиль;
  • дерево.

Идентификатор должен стоять на спортивной, водостойкой, ортопедической обуви и продукции специального назначения.

Маркировка требуется не всем товарам отрасли. Перечень включает:

  • образцы обуви, которые ввозятся такими или вывозятся из страны не через оптового посредника;
  • выставленные на продажу в Duty Free;
  • возвращенные покупателем продавцу;
  • экспериментальные модели;
  • находящие на складах у изготовителя;
  • находящиеся на временном хранении или в статусе перевозки.

Наносить код на товары обязаны производители, импортеры и продавцы. Производитель маркирует продукцию до отгрузки с фабрики. Импортер – если идентификатор не поставил производитель. На продавце обязанность маркировки ложится при кодировании остатков и в случае возврата обуви покупателем.

На данном этапе маркировка товаров идет поэтапно, затрагивая только некоторые виды продукции. К концу 2024 года всю выпускаемую или ввозимую в страну продукцию планируется перевести на маркировку и единую регистрацию в системе. Для каждого участника торгового сектора это означает необходимость закупки за свой счет оборудования, регистрации в единой базе маркировки, обучения работать по новым требованиям.

За производство, транспортировку, хранение и сбыт немаркированных товаров законом предусмотрена административная ответственность. Контроль за оборотом ведет Роспотребнадзор и налоговая инспекция. Размер штрафных санкций зависит от статуса, нарушившего закон лица и объема партии товара.  Продукция будет конфискована.

 

Последние новости